Вопросы и задания
1. Перечислите важнейшие классы неорганических соединений. Дайте определение каждого класса.
2. Какие оксиды называют основными; кислотными? С какими веществами они реагируют?
3. Какие свойства являются общими: а) для всех оснований; б) для щелочей; в) для нерастворимых оснований?
4. Неизвестный оксид растворяется в воде с образованием раствора, окрашивающего лакмус в красный цвет.
Какой вывод можно сделать о характере свойств этого оксида? Будет ли он реагировать с соляной кислотой, гидроксидом натрия, хлоридом натрия, оксидом кальция? Ответ обоснуйте.
5. Рассмотрите генетическую связь между классами неорганических веществ на примере магния и углерода.
Напишите уравнения реакций.
6. Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения:
а) Mg → MgO → MgCl2 → MgCO3 → Mg(NO3)2;
б) S → SO2 → Na2SO3 → BaSO3 → SO2;
в) Na → NaOH → Na2SO4 → NaCl → NaNO3;
г) Fe → Fe2O3 → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeCl2;
д) CuSO4 → Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu;
е) CuSO4 → FeSO4 → Fe(OH)2 → FeSO4 → FeCO3 → CO2;
ж) P → P2O5 → Na3PO4 → Ca3(PO4)2 → H3PO4 → AlPO4;
з) Ca → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaSO3 → SO2 → H2SO3 → Na2SO3;
и) Al → AlCl3 → Al(NO3)3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al2(SO4)3;
к) Ba(NO3)2 → HNO3 → Mg(NO3)2 → Mg(OH)2 → MgO → MgCl2.
7. Сколько реакций необходимо провести, чтобы из меди получить сульфат меди(II)? Напишите уравнения этих реакций.
8. Получите карбонат кальция четырьмя различными способами.
9. Расположите предложенные вещества в порядке, характеризующем генетическую связь классов веществ, составьте уравнения реакций:
а) оксид фосфора(V), фосфат калия, фосфор, фосфорная кислота;
б) гидроксид бария, оксид бария, карбонат бария, барий;
в) оксид меди(II), гидроксид меди(II), медь, сульфат меди(II).
10. Как получить хлорид кальция из нитрата кальция, используя карбонат калия и соляную кислоту? Напишите уравнения реакций.
11. Предложите три способа получения углекислого газа.
12. При действии серной кислоты на пероксид бария образуется пероксид водорода. Напишите уравнение реакции.
13. Как получить: а) из хлорида натрия сульфат натрия; б) из сульфата железа(III) оксид железа(III)? Напишите уравнения реакций.
14. Как из оксида железа(III) в две стадии получить гидроксид железа(III)? Напишите уравнения реакций.
15. Напишите уравнения реакций получения: а) хлорида меди(II) из нитрата меди(II); б) карбоната бария из карбоната кальция.
16. Даны следующие соли: нитрат серебра, карбонат магния, сульфид железа(II), сульфит калия, нитрат свинца(II).
Какие из них будут реагировать с соляной кислотой с образованием: а) осадка; б) газа? Напишите уравнения реакций.
17. Определите недостающие звенья цепочек, характеризующих генетическую связь веществ:
а) S → ? → H2SO3 → CaSO3;
б) Fe → Fe2O3 → ? → Fe(OH)3;
в) Ca → ? → ? → Ca(NO3)2;
+ H2O + Mg + NaOH
г) SO3 ———→ ? ———→ ? ———→ ?;
t + HCl + KOH + H2SO4
д) Mg(OH)2 ———→ ? ———→ ? ———→ ? ———→ ?
18. Ниже приведены пары веществ
а) оксид металла и водород; в) основание и кислота;
простое вещество и кислород; основный и кислотный оксиды;
активный металл и кислота; кислотный оксид и щёлочь;
б) основный оксид и вода; г) соль и щёлочь;
кислотный оксид и вода; соль и кислота;
основный оксид и кислота; соль и соль.
Вещества каких классов образуются в результате их взаимодействия? Приведите конкретные примеры.
Творческие задания
1. Любая классификация условна. Приведите несколько примеров соединений, которые не укладываются в схему, приведённую в учебнике (схема 8, с. 163).
2. Твёрдый гидроксид натрия при хранении на воздухе сначала расплывается, а затем превращается в белый порошок, реагирующий с кислотами с выделением газа. Объясните эти факты.
3. При внутренней отделке зданий штукатурят стены — их обрабатывают взвесью гашёной извести (гидроксида кальция) в воде. Что происходит при «высыхании» штукатурки на воздухе? Предложите способ, позволяющий ускорить «высыхание».
4. Пользуясь таблицей растворимости, найдите кислоты и основания, которые не вступают друг с другом в реакцию нейтрализации.
5. Приведите примеры веществ, растворы которых нельзя хранить в цинковом ведре.
Всего комментариев: 0 | |