ГДЗ по литературе 7 класс учебник Чертов, Трубина, Ипполитова часть 1 Страница 243-245


Вопросы и задания

1.  Перечитайте начало повести — сцену встречи Тараса Бульбы с сыновьями. Что вам больше всего запомнилось в этой сцене? Что показалось непонятным, странным? Приведите самые комичные фрагменты диалога отца с сыновьями.


2.  Какие детали, подробности быта украинских казаков нашли отражение в описании дома Тараса Бульбы и пира по случаю приезда сыновей?


3.  Как вводит автор читателя в атмосферу того времени, жизни «южной первобытной России»? Почему описание исторической эпохи предшествует характеристике главного героя повести?


4.  Точка зрения. Найдите авторскую характеристику Тараса Бульбы в I главе. Как вы думаете, почему писателя привлёк такой характер?


5.  Почему сразу же после характеристики Тараса Бульбы автор представляет поэтичное описание того, как готовится мать к новой разлуке с сыновьями?


6.  Что общего в характерах сыновей Тараса Бульбы, Остапа и Андрия? Чем они отличались друг от друга уже в годы учёбы в бурсе?

7.  Точка зрения. Какова предыстория предательства Андрия? Что в описании первой его встречи с красивой полячкой уже предвещало беду?


8.  С какой целью Гоголь так подробно описывает запорожскую степь, картины украинской природы? Какие подробности в этом описании показались вам самыми яркими, запоминающимися?


9.  Как описаны в первых главах повести быт и нравы запорожских казаков? Как создаётся образ свободной, вольной жизни? Какие эпизоды, описания, высказывания героев помогают создать этот образ?


10.  Публичное выступление. Как удалось Тарасу Бульбе привести в движение казачество? Почему он выступил инициатором нового военного похода? Была ли необходимость в этом походе? Найдите фрагменты из повести (IV глава) для аргументации своего суждения.


11.  Составьте план повести, подберите названия к её главам, выделите в каждой главе наиболее значимые эпизоды и описания.


12.  Опыт исследования. Проследите по тексту повести, как складывались от-ношения между Тарасом Бульбой и Янкелем. Почему Тарас заступился за Янкеля? Как это характеризует героя? Чем ему ответил Янкель?


13.  Как описывается в повести переход Андрия на сторону врага? Прокомментируйте восклицание повествователя в финале VI главы: «И погиб козак! Пропал для всего казацкого рыцарства!»


14.  Докажите, что IX глава в повести является самой напряжённой, кульминационной, несмотря на то что описание военных действий и больших потерь казачества началось уже в предыдущих главах.


15.  Творческое прочтение. Попытайтесь ответить на вопросы, которые задаёт повествователь перед описанием сцены казни Остапа в XI главе: «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?»


16.  Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение речи Тараса Бульбы о товариществе (глава IX). Приведите примеры из текста повести, подтверждающие главную мысль этой речи: «Нет уз святее товарищества!»


17.  Как вы объясните смысл финала повести «Тарас Бульба»? Почему после описания казни Тараса Бульбы автор представляет картину плывущих по Днестру казаков, говорящих про своего атамана?


18.  Точка зрения. Кратко охарактеризуйте тематику повести «Тарас Бульба». Какая тема, на ваш взгляд, является главной в этом произведении?


19.  Подберите цитаты к устному рассказу об одном из событий в жизни Тараса Бульбы. Какое влияние оказало это событие на героя и его последующие действия?


20.  Опыт исследования. Подготовьте устную характеристику одного из запорожских казаков, второстепенных персонажей повести «Тарас Бульба». Что сближает его с другими казаками? Какие индивидуальные черты отмечены в его описании?


21.  Как всем ходом развития событий в повести «Тарас Бульба» подтверждается грустное авторское пояснение к коллективному портрету запорожского казачества, сделанное в главе III: «...слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью»?


22.  Приведите примеры комических сцен и описаний в повести. Как вы думаете, с какой целью они включены в повествование о трагической судьбе Тараса Бульбы и его сыновей?


23.  Что сближает повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» с поэмами Гомера «Или-ада» и «Одиссея», произведениями героического народного эпоса, былинами о русских богатырях?


Индивидуальные задания

1.  Точка зрения. Выпишите названия основных эпизодов, связанных с сюжетными линиями Остапа и Андрия. Обратите внимание на то, где эти сюжетные линии пересекаются.


2.  Как вы думаете, почему в финальной главе повести автор упоминает не только о героически погибшем Остапе, но и о «бедном Андрии»?


3.  Творческое прочтение. Подготовьте краткий пересказ (с использованием цитирования) особенно запомнившегося вам эпизода повести «Тарас Бульба». Подберите живописные и музыкальные иллюстрации к этому эпизоду. Объясните свой выбор.


4.  Опыт исследования. Используя справочную литературу, составьте карту, демонстрирующую маршруты передвижений главных героев повести «Тарас Бульба».


5.  Опыт исследования. Что общего в судьбах Андрия Бульбы и Хомы Брута, главного героя повести «Вий»? Вспомните, что особо подчёркнуто в облике прекрасной полячки и панночки.


6.  Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», входящую в сборник «Миргород». Какой сюжет, истории о Тарасе Бульбе и его сыновьях или повествования о двух Иванах, показался вам более интересным, запоминающимся?


7.  Связь с другими  видами искусства. Опишите картину И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», используя цитаты из повести «Тарас Бульба».


 



Категория: Литература
Всего комментариев: 0