ГДЗ по литературе 7 класс учебник Чертов, Трубина, Ипполитова часть 1 Страница 124-126


Вопросы и задания

1.  Докажите, что в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» три главных героя и каждый из них интересен автору как сильный, могучий характер.


2.  Чем зачин «Песни...» напоминает сказочный зачин? Что сближает поэму с произведениями русского фольклора?


3.  Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» называют стилизацией народной песни? При подготовке ответа на этот вопрос уточните значение слова «стилизация».


4.  Вспомните, что такое белый стих. С какой целью Лермонтов обращается в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» к белому стиху?


5.  Связь с другими  видами искусства. Как описан в поэме русский быт того времени? Найдите и прочитайте описания царского двора, купеческого дома. Какие детали русского быта, относящиеся ко времени правления Ивана Грозного, вы можете отметить в репродукциях картин русских художников, помещённых в учебнике?


6.  Какие части можно выделить в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? О чём повествуется в каждой из них? Озаглавьте части поэмы.


7.  Как в первой части поэмы читатель готовится к возможному конфликту? Почему Кирибеевич утаил от царя, что Алёна Дмитриевна замужем?


8.  Найдите во второй части поэмы место, обозначающее завязку конфликта. Какое оскорбление нанёс роду Калашниковых молодой опричник? Был ли выбор у Степана Калашникова?


9.  Перечитайте сцену боя купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Какие силы выступают в качестве защитников двух бойцов? Почему царь не сдержал своего слова и приказал казнить убийцу своего любимого опричника?


10. Точка зрения. Кто оказывается подлинным героем этого произведения? Аргументируйте свой ответ примерами из текста поэмы.


11. Опыт исследования. Сопоставьте зачин поэмы и её концовку. Как вы думаете, почему в финале поэмы уже ничего не говорится о царе Иване Васильевиче, а гусляры поют славу только боярину, его боярыне и «всему народу христианскому»?


12. Что сближает «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с уже знакомым вам стихотворением Лермонтова «Бородино», написанным в том же 1837 году? Почему поэт вновь и вновь обращается к историческим сюжетам?


Индивидуальные задания

1.  Познакомьтесь со значениями слова «гармония» в рубрике «Мир в слове». Подберите антонимы к этому слову. Можно ли говорить о присутствии гармонии в том мире, который изображён в стихотворениях «Три пальмы» и «Тучи»?


2.  Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи» и отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» («Над Москвой великой, златоглавою...»).


3.  Поиск информации. Подберите фрагменты исторических документов и репродукции картин русских художников, помогающие лучше понять особенности эпохи правления Ивана Грозного и его личности.4.  Связь с другими  видами искусства. Какие эпизоды «Песни...» изображены на помещённых в учебнике иллюстрациях? Озаглавьте эти иллюстрации, используя строки поэмы.


5.  Поиск информации. Подберите отрывки из произведений М. Ю. Лермонтова, свидетельствующие о влиянии на творчество поэта фольклорных жанров, тем и образов русского фольклора.



Категория: Литература
Всего комментариев: 0